Грузы и транспорт | API | ЛардиМаркет | Логист Today | SmartGPS | TrucksNearMe
Войти  или  Зарегистрироваться
   
Чат поддержки
Что сделать?

Новости Ларди-Транс ™

С нами удобно!
Логистические риски и пути их минимизации. Часть 2: управление рисками в логистике
21.03.2017
Просмотров: 2756  


По материалам Логист.Today

Если товар кто-то куда-то везет – значит, он кому-то нужен. Получив товар своевременно владелец может обработать, переработать и затем выгодно продать. Очевидно, что при задержке или повреждениях груза получатель лишается возможности заработать.

Любое перемещение материальных ценностей заведомо несет в себе риски даже при безупречно налаженных бизнес-процессах. В статье мы рассмотрим риски, которые могут возникнуть у трех контрагентов:
- отправителя – человека, который продает товар получателю и организует отгрузку в соответствии с договором и условиями ;
- получателя – лица, которое покупает товар у отправителя и заботится о его дальнейшей доставке в случае, если условия отгрузки не предусматривают доставки силами отправителя;
- экспедитора – транспортного подрядчика, оказывающего услуги по доставке груза от отправителя к получателю по поручению одного из них.

В процессе транспортировки груза отправитель может столкнуться с рисками некачественной упаковки товара при предотгрузочной подготовке, нарушения стандартов при его отгрузке и несвоевременной доставки или потере груза при обращении к ненадежным подрядчикам. Вследствие этого, помимо ухудшения репутации, отправитель несет и финансовые убытки.

Главные риски получателя – риск утери товара, его повреждения или несвоевременная доставка груза.

Какие риски несет экспедитор? Материальные и репутационные. Эти риски могут возникнуть в связи с задержкой доставки груза или в случае, когда его поставка вовсе не может быть осуществлена.

С классификацией рисков вы можете ознакомиться в статье “Логистические риски и пути их минимизации. Часть 1: что такое риски?”. Ниже мы приведем примеры того, как данными рисками можно управлять.

Мы рассмотрим лишь малую часть рисков, с которыми чаще всего сталкиваются контрагенты. Число рисков, возникающих в процессе перевозки, значительно больше и явно не умещается в формат одной статьи. По мере накопления материалов, мы будем углубляться в тему.

Что подразумевается под управлением рисками?

Под управлением рисками в рамках данной статьи мы рассматриваем:
- оценку риска и определение возможного ущерба;
- выбор мер и методов управления рисками;
- контроль и возможное устранение риска;
- финансирование риска;
- оценку полученных результатов.

Оценка риска и определение возможного ущерба

При оценке риска каждая сторона решает, какого принципа придерживаться в своей работе.

Отправитель. Что выгоднее – отгрузить в соответствии с договором и участвуя в отгрузке добросовестно? Или же в ней можно участвовать в минимально необходимой степени, будучи при этом готовым к тому, что однажды получатель представит рекламацию, которой невозможно будет что-либо противопоставить. В случае продажи на условии ИНКОТЕРМС, отличном от EXW, отправитель обязуется оформить груз на экспорт, доставить его за свой счет и/или застраховать от определенных рисков. Имеет ли смысл в данном случае обращаться к новому и возможно более выгодному подрядчику, рискуя нарушить сроки поставки и понести соответствующие убытки?

Получатель. Что будет выгоднее – сэкономить средства, обратившись к новому и неизвестному продавцу а также логистическому подрядчику, и при этом быть готовым к тому, что груз вовсе не будет доставлен? Или будет доставлен, но позже. Вследствие чего хозяйственные процессы получателя могут просто замереть. Нужно ли страховать перевозимый товар?

Экспедитор. Что будет выгоднее – работать или не работать с новым клиентом, уделив внимание существующим и более перспективным. Или же согласиться на работу с расчетом на перспективу? Что будет дешевле – выбрать себе более доступного и непроверенного субподрядчика, неся при этом соответствующие риски? Или лучше работать с проверенным подрядчиком?

Как видно из абзацев выше, определенные решения могут конфликтовать с интересами других участников сделки. Однако вполне может оказаться так, что вероятный конфликт интересов в будущем все же не так страшен, как выгода компании в данный момент времени.

Выбор мер и методов управления рисками

Каждая сторона заинтересована в том, чтобы свести риски к минимуму и решает, каким образом она может себя перестраховать.

Чтобы застраховать себя от полученных рекламаций и подтвердить качество процессов упаковки, предотгрузочной подготовки и отгрузки, отправитель может сфотографировать или снять видеоотчет в присутствии независимых экспертов, которые подтвердят полное соответствие процесса всем необходимым стандартам.

Чтобы избежать убытка, связанного с потерей товара или его повреждением, получатель может застраховать товар. В случае с задержкой доставки груза, которая возникла вследствие недобросовестной работы нового подрядчика, у компании должны быть оборотные денежные средства на закупку аналогичного товара у локальных поставщиков. Это будет немного дороже, однако не остановит процессы в компании. В целом, выгода от сотрудничества с новыми подрядчиками все равно будет превышать риски, связанные с качеством товара или задержкой в его получении.

Коммерческое предложение имеет определенный запас денежной прочности и защищает экспедитора от различных рисков. А если в нем указать сроки доставки с запасом, в случае сбоя можно экстренно сменить субподрядчика для своевременной доставки груза.

Контроль и возможное устранение риска

Чтобы избежать возникновения различных неприятных ситуаций, нужно осуществлять постоянный контроль за транспортировкой груза: отслеживать его перемещение и получать сведения о проделываемых работах из нескольких источников. А стопроцентную гарантию возмещения убытков вам даст страхование груза и страхование ответственности логистического подрядчика.

Финансирование риска

Для того, чтобы иметь возможность заниматься хозяйственной деятельностью, любая компания должна располагать достаточным количеством оборотных денежных средств. В противном случае, при возникновении любой внештатной ситуации все бизнес-процессы просто остановятся.

Отправитель должен быть уверен в том, что штрафные санкции со стороны получателя груза, которые могут возникнуть в соответствии с договором, не приведут к остановке бизнеса. В случае привлечения логистических подрядчиков, отправитель должен располагать достаточным денежным ресурсом для их оплаты прежде, чем деньги будут получены от покупателя (получателя) товара.

На экстренный случай компания-получатель должна располагать достаточным количеством ресурсов на покупку аналогичного товара (тому, что был куплен и еще не доставлен), но уже на внутреннем рынке. А также на оплату услуг логистических подрядчиков в случае, если условия отгрузки отличаются от EXW.

Компании-экспедитору лучше располагать ресурсами для оплаты всех расходов, связанных с обслуживанием процесса доставки груза. А также для оплаты всех незапланированных расходов, вроде простоев груза по различным причинам. Разумеется, впоследствии эти расходы удастся возместить от получателя груза, однако перед этим их придется понести с помощью собственных средств.

Оценка полученных результатов

В результате доставки груза, каждая сторона должна подсчитать, насколько выгодной или невыгодной оказалась работа и проанализировать, при каких условиях удалось бы заработать больше. Отправитель оценивает результаты продажи и отгрузки товара, получатель – результаты работы с полученным товаром, а экспедитор – результаты работы по доставке груза его получателю.

Выводы

Для минимизации рисков в логистике внимательно подбирайте подрядчика и тип транспорта, на котором будет перевозиться груз, не экономьте на таре и упаковке (зачастую именно от некачественной упаковки происходит порча товаров), осуществляйте контроль за перемещением груза в пути и не забывайте о его страховании. Не экономьте! Такие затраты всегда окупаются.

Антон Самарин для Lardi-Trans
О lardi-trans.com | Новости сайта | Статистика | Реклама на сайте | Пользовательское Соглашение | Служба поддержки
Загрузите наше приложение